14 сентября в казачьем драматическом театре стартует второй международный фестиваль "Комплимент". Первый прошел в год 200-летия Новочеркасска. Победителям вручали статуэтки русского актера Николая Рыбакова, который играл на новочеркасской театральной сцене. В 2005 настоящим открытием фестиваля стал театр из Грозного, практически возрожденный из пепла. Нынешний фестиваль тоже обещает много сюрпризов и премьер. Главное, неожиданно даже для организаторов, он стал международным. О фестивале 'Комплимент' Леонид Шатохин рассказал '37 каналу'.
Александр Иванов: Леонид Иванович, спасибо большое, что нашли время встретится с нами. Остаются буквально считанные дни до начала второго театрального фестиваля 'Комплимент'. Если коротко, что ждет новочеркасцев, какие приедут театры?
Леонид Шатохин: Приедут несколько театров, которые у нас и были, это наши ближайшие соседи, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия. И теперь статус международного появился у фестиваля, поскольку к нам едут театры из зарубежья. Это два абхазских театра: национальный театр и русский абхазский театр, которые будут принимать участие со своими постановками, Кроме этого, изъявили желание участвовать в нашем фестивале театры из других регионов России, из Тольятти, из Волгограда, и таким образом, фестиваль как-то потерял статус регионального, становится таким вот, международным, всероссийским. Намного больше театров. Если у нас в тот раз было 8 театров, то сейчас у нас будет 15 театров. Так, что играть будем и здесь - у нас в Новочеркасске и в Ростове.
А.И.: На двух площадках?
Л.Ш.: Да
А.И.: Разные спектакли?
Л.Ш.: Они будут повторяться.
А.И.: В положении было написано, что на 4 площадках собираетесь играть. Отказались от этого?
Л.Ш.: Ну, будет еще одна площадка задействована, это Музыкальный театр, но всего-навсего, один спектакль, поэтому зачем его рекламировать?
А.И.: Насколько я помню, идея фестиваля родилась после того, как вы проехали по поручению СТД (Союз театральных деятелей, примечание '37 канал') по южным театрам, увидели, что происходит там на самом деле. Но, все-таки театры, несмотря на бедственное положение, приехали на первый фестиваль, показали. Что-то изменилось за этот период, как вы ощущаете?
Л.Ш.: Ничего не изменилось. Ничего не изменилось! Получился, в общем-то, тот эффект, которого я и ожидал. Вот эти разговоры о создании единого театрального пространства, о котором все время говорят. Они так и остались разговорами. А делать его очень просто. Нужно раз в год встречаться театрам, общаться, руководители театров должны смотреть друг другу в глаза и договариваться: 'Давай я приеду к тебе, ты приедешь ко мне. Давай я поставлю у тебя спектакль, ты поставишь у меня' Вот это взаимодействие оно и является вот этим единым театральным пространством. Когда театр один со своей эстетикой, со своими принципами, проникает на территорию другого, и таким образом поддерживает зрительский интерес. Никто этим не занимается! Вот этот фестиваль, как раз, он нам дает эту возможность. Обязательно возникают какие-то связи, возникают какие-то приглашения, и таким образом, поддерживаем как-то жизнь. Ну и, наверное, льстит руководителям тех территорий, которые присылают сюда театры, что они здесь отмечаются премиями. Жюри все-таки солидное и как-то обращают внимание, поэтому, как-то помогают.
А.И.: Кто в этом году вошел в жюри?
Л.Ш.: Состав жюри у нас, в принципе, постоянный, на этом фестивале. Шалимова - она будет председателем жюри, Фрейдлин, Семенова, еще несколько человек, много не будет у нас. Большое жюри - это длинные разговоры. Кроме этого у нас фестиваль, который, та часть фестиваля, которая идет в Ростове, она проходит под эгидой журнала 'Южный театральный вестник'. То есть там не будет жюри, там будут журналисты, которые после каждого спектакля будут свободно обсуждать, высказывать свое мнение. Потом, в конце фестиваля, мы сойдемся вместе и выслушаем мнение журналистов. И мнение жюри. И как-то, наверное, учредим призы прессы и таким образом этот наш журнал, который, должен сказать, пользуется неимоверной популярностью сейчас - вот буквально недавно я открываю сайт: Калягин, например, поздравил Кабардино-Балкарию с 450-летием присоединения к России, через наш журнал. То есть журнал этот востребован. Он тоже в создании этого единого театрального пространства играет громадную роль.
А.И.: Леонид Иванович, как театры попадают на фестиваль? Это заявительная система?
Л.Ш.: Да, театры предлагают себя и если в прошлый раз это были предложения наши, мы просто приглашали театры, потому что никто не знал что этот такое и так далее, буквально на личных связях, потому что я знаю директора, а директор знает меня. Я говорю, что-то: То, в этом году, нам пришлось от многих отказываться, под благовидными предлогами - заполнено все, и дальше я думаю, что если у нас все пойдет нормально, то желающих приезжать на этот фестиваль будет много. Театры заявляют о себе, проявляют себя, о них знают. То есть жил в безвестности театр, и вдруг о нем пишут в центральной прессе, вдруг, его показывают где-то, все хотят этот и с удовольствием на это идут.
А.И.: Но, если будет очень много театров, придется какой-то предварительный просмотр устраивать?
Л.Ш.: Придется проводить просмотр обязательно, потому что придется дойти все-таки до цифры в 10 театров, и, возможно, несколько театров для малой сцены, как и здесь у нас будет. Например, туапсинский театр привозит спектакль для малой сцены. Это на малой сцене будет идти для детей спектакль. И это тоже дает определенную интригу фестивалю.
А.И.: Что касается репертуара. Уже известно, что привезут театры? Как-то охарактеризовать: что это классика, модерн?
Л.Ш.: Да. Фестиваль откроет академический театр имени Вахтангова, из Владикавказа, это добротная, хорошая комедия 'Кадриль', современная. А вот дальше у нас будет много классики. Я бы хотел обратить внимание школ на то, что они спокойно могут привести детей на 'Ревизора', который у них по программе. На 'Женитьбу' Гоголя; чеховские спектакли - это две комедии 'Предложение' и 'Медведь' ('А что это ты во фраке?' называется). Мичуринский театр покажет. Современная драматургия, ну начало прошлого века, это - Эрдман 'Самоубийца', есть зарубежная классика, абхазы привозят 'Немую жену', в общем, очень интересный репертуар, разнообразный. Поэтому, если говорить о новочеркасском зрителе, а не о нашем театре, то начало театрального сезона для Новочеркасского зрителя, весьма и весьма интересное. Ни один город не сможет сейчас предоставить такую возможность. За 10 дней такое разнообразие авторов.
А.И.: Новочеркасский театр, что представит на фестивале?
Л.Ш.: Мы представляем 'Оркестр' Жана Ануя.
А.И.: Леонид Иванович, прошлый фестиваль был поддержан фондом Олега Ефремова, в этом году эта поддержка осталась? И кто поддерживает фестиваль?
Л.Ш.: Фонд Ефремова не поддерживает, но нас поддерживает администрация, в этом году оказывает поддержку агентство по культуре и кинематографии и все. Но, что очень радует, масса новочеркасцев, имеющих деньги, решили поучаствовать своими средствами в поддержке фестиваля, потому что бюджет фестиваля на этот раз у нас в два или больше раза меньше, чем в прошлый раз. Денег очень мало, поэтому в основном будем зарабатывать. И помощь с рекламой, помощь с оплатой гостиницы, да просто помощь с питанием многих новочеркасских бизнесменов, она очень и очень меня обрадовала. То есть люди отнеслись к этому серьезно. Это хорошо.
А.И.: Ну и последние два вопроса. Первый - Ростов-то принимает участие в фестивале?
Л.Ш.: Да нет, Ростов не участвует. Ростову этот фестиваль не нужен. Для Ростова это фестиваль, который показывает, 'Почему Ростов ничего не делает?'. Вот у Новочеркасского мэра нашлось там несчастных 100 тысяч рублей на этот фестиваль. Поэтому у Ростова нет ничего? Значит не нужно им это почему-то: А Новочеркасск регулярно чего-то: Это раздражает, кстати, очень раздражает: Ну это театральная среда, ничего не сделаешь: дай ухо, откусил: ну, если они дотянутся до нашего уха, то они откусят.
А.И.: Понятно. 14 числа стартует фестиваль. Как будут идти спектакли? Каждый вечер?
Л.Ш.: Спектакли будут идти каждый вечер, кроме этого некоторые спектакли будут идти днем, на малой сцене. Надо будет обязательно посмотреть детям что такое, например, туапсинский спектакль юного зрителя. Мы все разные театры, и очень интересно посмотреть, сравнить. Хочу обратить внимание на спектакль ингушского театра 'Золотой укол'. На который просто нужно привести молодых людей. Спектакль громадного эмоционального воздействия, он о наркоманах. И, конечно, тут 'застрельщиком' посещения должно быть УВД, чтобы привести сюда. Спектакль очень живой, он родился на почве фактов реальных. Местный автор в Ингушетии написал, на основе вот этого. Там родители узнают своих детей и прочее. Я бы очень хотел, чтобы подростки посмотрели этот спектакль. Он будет идти в Ростове, будет идти здесь и поэтому вот это обязательно.
А.И.: Спасибо большое, будем ждать с нетерпением.
Л.Ш.: Пожалуйста. Спасибо.